Юридические споры по налогам: преимущества досудебного и судебного разрешения
Поддерживая бизнес в рамках законодательства, компании иногда сталкиваются с конфликтами в области налогов.
Причины разногласий с финансовыми структурами варьируются: от несогласия с методами проверки до борьбы против решения привлечь к ответственности.
Каковы вероятности успешного исхода для предприятий в суде и методы защиты прав вне суда?
Наши эксперты юридической компании "Лаборатория правосудия" расскажут далее.
Что такое «юридические споры по налогам»?
Это коллизия между государственным органом и другими участниками налогового процесса касательно подсчета и оплаты налогов. Несмотря на то, что все споры о налогах могут считаться налоговыми, не каждое несогласие с финансовыми органами квалифицируется как таковое.
Основные характеристики этого спора:
- Природа спорного отношения: Спор имеет налоговый характер, если он проистекает из регулирования, введения и сбора налогов в России, а также контроля за этим процессом и протеста против решений налоговых органов.
- Участники спора: С одной стороны в споре участвуют налоговые и таможенные органы, а с другой – предприятия и индивидуальные налогоплательщики.
- Неодинаковое положение сторон: Одна из сторон представляет интересы государственного учреждения.
Для иллюстрации, в первом полугодии 2017 года арбитражные суды рассмотрели 16 815 дел, касающихся налогового законодательства. Это незначительное увеличение по сравнению с 16 719 делами в 2016 году.
Статистика показывает, что большинство налоговых споров запускается финансовыми органами и связано с оплатой установленных платежей и взысканий. С начала 2017 года было рассмотрено почти 11 тысяч таких дел, а в 2016 году — чуть больше 10 тысяч.
Требования исков в таких спорах удовлетворяются всего в трети случаев.
Этапы разрешения налоговых конфликтов:
- Предсудебный процесс.
- Судебный процесс.
С началом 2014 года были приняты изменения, утвержденные Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ, что предусмотрело обязательное предсудебное рассмотрение всех налоговых дел.
Позже, с 2 июня 2016 года, введены дополнительные коррективы через Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ.
Эти изменения предоставили налогоплательщикам дополнительные инструменты в предсудебной стадии.
Как подтверждает ФНС РФ, такие коррективы позволили уменьшить обращения налогоплательщиков в суд. К примеру, в 2016 году было рассмотрено 21 000 обращений, что на 11% меньше чем в 2015 году. Однако, 12 297 налоговых дел было направлено в суд, из которых 43,9% завершились в пользу налогоплательщиков.
Как эффективно воспользоваться имеющимися методами предсудебного разрешения и реагировать на действия органов — узнайте далее.
Предсудебное разрешение налоговых дел:
Этот процесс включает в себя рассмотрение жалоб и обращений в отношении действий налоговых органов старшей инстанцией внутри департамента. Право на обжалование, в первую очередь, определено Налоговым законом (обратимся к статьям 137 и 138).
Среди ключевых документов по данной теме стоит выделить:
- Приказ ФНС России от 13 февраля 2013 года № ММВ-7-9/782, который определяет концепцию предсудебного решения налоговых споров на 2013–2018 годы.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57.
- Инструкции ФНС России относительно порядка предсудебного разрешения налоговых конфликтов размещены на сайте налоговой.
Через предсудебное разрешение вы можете:
- Оспорить акт проверки и итоги налогового контроля.
- Возразить против налоговых нарушений.
- Оспорить действия или решения налоговых органов.
- Обжаловать активности или бездействие налоговых органов.
Процедура предварительного разрешения налоговых вопросов: быстро и эффективно
В области налоговых вопросов возникают споры, которые требуют незамедлительных действий, будь то решения о приостановке операций, обязанности уплатить налог или привлечении к ответственности.
Наша компания "Лаборатория правосудия" подчеркивает важность статьи 139 НК РФ, в соответствии с которой жалобы на действия налоговых органов направляются через орган, действия которого вызывают споры.
Основные этапы включают:
- Создание обращения или жалобы.
- Отправка документации в соответствующий налоговый орган.
- Участие в обсуждении вопроса в органе.
- Прием решения и возможное последующее обращение в суд.
На практике решения, принятые на стадии предсудебного урегулирования, могут включать:
- Отмену решения о доначислении налога.
- Отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности.
- Признание действий налоговых органов неправомерными.
Одним из основных преимуществ предсудебного разрешения налоговых споров является его быстрота.
По статье 140 НК РФ, рассмотрение претензии должно быть завершено в течение коротких сроков. Также не предусмотрена оплата госпошлины, что экономит средства налогоплательщика.
Тем не менее, есть и минусы: обязательность данного этапа, временные затраты и риск отказа.
Если результаты предварительного разрешения не удовлетворительны, следующий шаг — обращение в суд.
Судебные налоговые разбирательства
Обращение в суд с налоговым вопросом — это процесс, в котором стороны рассматривают спорные решения налоговой. Статья 138 Налогового кодекса РФ регулирует эту процедуру.
Дополнительные рекомендации для участников таких дел:
- Изучение Арбитражного процессуального кодекса и Налогового кодекса РФ.
- Ознакомление с решениями Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Рассмотрение других законов, касающихся данной проблемы.
Стратегии разрешения налоговых конфликтов: Путь к справедливости при поддержке юридической компании "Лаборатория правосудия".
Иногда налоговые могут принимать решения, касающиеся начисления налогов, введения штрафов или привлечения к ответственности, которые могут вызывать несогласие у налогоплательщиков. Отсюда и возникают споры, которые в итоге могут быть переданы на рассмотрение суда. Если решение суда будет в пользу заявителя, это может привести к отмене или изменению решений налоговых органов.
Причины, по которым налогоплательщики обращаются в суд, разнообразны:
- Решения налоговых органов противоречат действующему законодательству.
- Права налогоплательщика в сфере бизнеса были нарушены.
- Налоговые органы неправомерно возлагают на предприятие дополнительные обязательства.
- Бюрократические барьеры, создаваемые налоговыми структурами.
Чтобы решить спор в суде, следует соблюсти ряд процедур:
- Получить заключение налогового органа через предварительную процедуру разрешения спора.
- Сформировать исковое заявление.
- Направить иск в соответствующий арбитражный суд.
- Принимать активное участие в суде.
- Получить итоговое решение суда по спорному вопросу.
Согласно АПК РФ, с момента узнавания о нарушении своих прав, у налогоплательщика есть 3 месяца на подачу иска. Как правило, рассмотрение дела занимает около 3 месяцев, но иногда это может длиться и до 6 месяцев.
В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что при подачи заявления в суд налогоплательщик должен иметь доказательства предыдущей попытки разрешить конфликт вне суда. При этом, ответственность за доказывание законности своих действий ложится на налоговую.
В случае положительного решения, суд может принять ряд решений в пользу налогоплательщика:
- Отменить полностью или изменить частично решение налогового органа.
- Признать действия или бездействие налогового органа незаконными.
- Предписать налоговому органу выполнить определенные действия.
Верность судебного пути подтверждает и его независимость.
Во время судебного рассмотрения заявитель может запросить временное приостановление действий оспариваемого решения.
Тем не менее, нужно помнить, что обращение в суд может требовать как финансовых, так и временных вложений.
Судебные налоговые споры являются показателем отношений между налогоплательщиками и налоговыми структурами.
Хотя досудебные механизмы разрешения споров и развиваются, судебная защита прав налогоплательщиков остается актуальной.