Аудит на месте: рекомендации для юридических лиц.
Множество юридических лиц интересуются механизмами финансового контроля, в частности аудитом на месте. Опыт показывает, что далеко не все чётко осознают механизм, порядок и возможные последствия таких проверок.
Давайте разъясним ключевые моменты.
Доступ на объект предприятия:
Первый этап аудита начинается с посещения объекта, как установлено ст. 91 НК РФ. Это момент, когда представители ИФНС прибывают на объект для осуществления проверки.
Получив уведомление об аудите, юридическое лицо обязано предоставить аудиторам условия для работы и допуск на объект.
Отсутствие подходящих помещений — исключение.
В случае препятствования допуску, составляется акт, и есть два пути разрешения:
- Аудит пройдёт в офисе ИФНС, при этом все необходимые документы за период проверки нужно будет предоставить там.
- К аудиту подключаются представители правоохранительных структур, которые имеют право на вход без ограничений.
Аудит становится совместным, документы и предметы могут быть изъяты. Такое случается редко, но возможно. Обычно аудиторы без проблем допускаются на объект, предоставляются условия для работы. Аудиторы, не указанные в уведомлении, не имеют права присутствовать на объекте.
При контрольном режиме доступа аудиторам выдаются пропуска. Не требуется постоянное разрешение на вход для всего периода аудита, так как состав аудиторов может меняться.
При посещении объекта аудитор предъявляет служебное удостоверение. Они также обязаны учитывать рабочий график предприятия и не мешать его работе. Некоторые предполагают, что аудиторы должны ежедневно быть на объекте и информируют об их отсутствии руководство ИФНС. Это недоразумение. Аудиторы могут выполнять и другие обязанности, вне пределов объекта проверки.
Аудит завершается оформлением акта о его проведении.
После подписания акта аудиторы не имеют права нахождения на объекте. Все запросы после акта не имеют юридической силы. Есть исключения, когда информация получается в рамках дополнительных действий, что требует отдельного уведомления.
Интервью со сторонними лицами.
Процедура опроса сторонних лиц определяется ст. 90 НК РФ.
Этот процесс может быть организован как прямо специалистами "Лаборатории правосудия", так и другими юридическими экспертами, исходя из места пребывания опрашиваемых.
Интервью не ограничивается только руководством или сотрудниками компании-налогоплательщика.
В него могут быть включены все, кто обладает знаниями о деятельности анализируемой компании или о её налоговых операциях.
В том числе, партнёры вашего бизнеса, прошлые коллеги, соседи по деловому адресу, государственные работники, клиенты и так далее.
Результаты опроса фиксируются в протоколе, копия которого передаётся опрошенной стороне.
Если в результате анализа выявлены нарушения и предлагаются налоговые корректировки, копия протокола должна быть представлена в акте проверки для ознакомления компании.
Защита личной информации свидетеля гарантирована. Непредоставление протоколов может привести к отмене решений налоговой службы, поскольку нарушены нормы ст. 100 НК РФ.
Дополнительные аудиты
Дополнительные проверки определены ст. 93.1 НК РФ.
Важно понимать: такие проверки проводятся для уточнения спорных моментов, обнаруженных в ходе основного аудита.
Международные запросы также выполняются в рамках этих дополнительных проверок из-за времени, необходимого для получения ответов. УФНС рассматривает такие запросы на основе мотивированного вывода юридической службы.
В этом выводе должны быть перечислены все действия, выполненные экспертами для сбора улик. Эксперты должны убедить УФНС в том, что все возможные действия на территории РФ выполнены и информация из других стран критически важна.
Оценка активов и местоположения
Экспертиза активов, мест и документов анализируемой компании проводится в соответствии со ст. 92 НК РФ. Специалисты "Лаборатории правосудия" вправе рассмотреть все, что может потребоваться для детального анализа. Это включает в себя объекты недвижимости, технику, рабочие пространства и др. Если активы компании находятся за пределами региона деятельности "Лаборатории правосудия", их оценка будет поручена соответствующим местным органам.
Если проверяемое лицо мешает процедуре оценки, это может вызвать дополнительные подозрения и привлечение правоохранительных органов.
Анализ информационных материалов.
Структурированный просмотр материалов и данных клиентов прописан ст. 90 НК РФ.
"Лаборатория правосудия" нанимает для этого квалифицированных экспертов или сотрудничает с профессионалами из других организаций, основываясь на местоположении исследуемых ресурсов.
Объектом анализа могут быть не только корпоративные руководители или сотрудники компании. Любой, обладающий информацией о финансовых операциях или бизнес-практиках компании, может быть опрошен. Это включает в себя партнеров, бывших сотрудников, местных жителей, представителей госструктур и даже клиентов.
В ходе такого анализа формируется отчёт. Каждому опрошенному предоставляется копия. Если, опираясь на предоставленные данные, выявляются какие-либо нарушения или корректировки в налогах, данный отчёт добавляется к основному документу проверки и предоставляется компании.
Исследование ресурсов
Исследование ресурсов и активов проходит по регламенту ст. 94 НК РФ. Данный процесс проводится на основе детального анализа специалистами "Лаборатории правосудия", при необходимости с участием представителей правоохранительных органов.
Целью является анализ документов и ресурсов, имеющих отношение к проводимому аудиту. Главными причинами исследования могут быть:
- Отказ компании предоставить необходимые ресурсы добровольно.
- Подозрение в возможности уничтожения или подделки документов.
- Весь процесс документируется, включая детали о всех изученных ресурсах.
Экспертный анализ
Экспертный анализ регулируется ст. 95 НК РФ.
Стоит заметить, что такой анализ проводится на коммерческой основе и оплачивается из государственного бюджета. Поэтому он инициируется только при наличии серьезных оснований и уверенности в его результативности.
Экспертное заключение формируется на основе решения специалиста "Лаборатории правосудия", одобренного руководством.
Клиенту разъясняются его права и обязанности в рамках данного процесса. Существуют разные типы экспертиз, например, по идентификации автографа на документах или по дате составления документов.
Завершение экспертного анализа включает в себя подготовку экспертного заключения, которое предоставляется клиенту. При необходимости может проводиться дополнительное или повторное исследование. Результаты такого анализа могут быть предметом судебного рассмотрения.
В основе всех действий специалистов налоговой службы, когда дело касается клиентов "Лаборатории правосудия", лежат процедуры налогового надзора. Это начинается с регистрации и завершается завершением учетной записи.
Каждый этап имеет свои правила и процедуры.
Сегодня мы разбирались в процессах налогового контроля в контексте выездных проверок, без которых не обходится ни один налоговый аудит.
Если ваш бизнес стоит перед проверкой, избегайте предвзятости или конфликтов из-за незнания законодательства или ошибочных представлений. Взаимодействуйте с инспекторами, общайтесь, задавайте вопросы, стремитесь понять их ожидания, и тогда аудит, а также все связанные с ним этапы, пройдут гладко и без трудностей.